Струкова.М.В.
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 20.10.2017, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Закладки
Категории раздела
Критика. [16]
Мемуары [4]
Публицистика [7]
Главная » Статьи » Критика.

Империя в ответе? (Литература гастарбайтеров)
Рано или поздно у каждой социальной группы появляются представители в мире искусства. Они заявляют обществу о проблемах и надеждах своей части социума. В современной России не могла не возникнуть литература гастарбайтеров. Как пример - «Правила одиночества» Самида Агаева и «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова. Второй роман очень раскручен, что, впрочем, не говорит о более высоком художественном уровне. На мой взгляд, оба произведения интересны, по большей части, как свидетельства времени, и не обычному читателю, а социологу и психологу.

У главных героев этих произведений много общего. Оба приехали в Москву из бывших союзных республик. Персонаж Багирова – Евгений Алиев из Туркменистана, персонаж Самида Агаева - Ислам Караев из Азербайджана.
Во-первых, авторы, словно сговорившись, сразу хотят показать своих героев высокоинтеллектуальными людьми – персонажи Багирова и Агаева оба слушают классику, один из них ещё и постоянно цитирует серьёзных авторов. Во-вторых, у обоих были проблемы из-за национальных предрассудков. В-третьих, обоих преследует московская милиция, требуя регистрацию. Естественно, угроза терроризма авторами игнорируется. Не может же милиционер на слово верить человеку восточной национальности, что он не потенциальный шахид. С обоих постоянно берут взятки. Значит, есть, что брать, добавлю. В-четвёртых, оба персонажа упрекают русских в том, что те принесли в их края свою культуру, приучили считать Москву своей столицей, а теперь гонят и называют «чурками». Справедливо отмечается снобизм москвичей, который и приехавшие из русской провинции отмечают, поэтому тут я герою Багирова сопереживала, опять же чувствуя своеобразную «классовую» солидарность. Отличаются герои уровнем образования и возрастом. Герой Багирова – двадцатилетний Евгений Алиев, полурусский, полуазербайджанец, окончил школу. Герой Самида Агаева – сорокалетний Ислам Караев, азербайджанец, окончил ВУЗ. В судьбе персонажей как в зеркале отражается судьба тысяч наших бывших сограждан. Комбинат, где работал Караев, после перестройки обанкротился, на родине он не мог найти работу и подался в Москву, где когда-то учился. «Пытался устроиться по специальности, но государственные предприятия находились в состоянии коллапса. Пользуясь связями, стал заниматься посредничеством, купил торговую палатку на окраине города, затем взял в аренду продовольственный рынок». Караев постоянно ностальгирует по Советскому Союзу и тут с ним нельзя не согласиться. «Это была прекрасная страна, и ее создавали отнюдь не коммунисты. Советский союз возник не на пустом месте. Была великая Российская империя. Большевики лишь поменяли название. А что сделала эта шпана – пользуясь отсутствием батьки, собралась, быстренько подмахнула бумаги и объявила себя свободными; ели-то от пуза они давно, но хотелось, чтобы об этом весь мир узнал».
Теперь герой размышляет о будущем своего бизнеса в России: «Причины для раздумий были. Первая – непредсказуемость московских властей, вторая – попустительство государства в отношении экстремистских и фашистских группировок. Кто знает, не придется ли в спешном порядке уносить ноги из страны?» Между прочим, Караев упрекая в национализме русскую молодёжь, сам признаётся другу, что не лежит у него душа жениться на подружке Маше, потому что до него она встречалась с армянином! «Ты меня знаешь: я не националист, я даже к евреям нормально отношусь, но лучше бы у нее был негр. Это не я говорю, это во мне национальное самосознание говорит. Ведь они оккупировали четверть Азербайджана! А ты говоришь – негр».
Рэкетиров он именует «татарва», хотя они чеченцы. Армяне для него вообще Бог знает что: «Великую Российскую империю разрушили евреи, а СССР погубили армяне, если бы тогда их бучу в Карабахе пресекли в зародыше, жестко, ничего бы не было. Давай, за дружбу народов, чтобы это опять вернулось». «СССР погубили армяне» это утверждение похлеще заявления «незалэжных» сепаратистов «Христос был украинцем»! Значит, персонаж Агаева сам национальное самосознание имеет, но русским в праве на национальное самосознание отказывает! Караев говорит своей русской девушке Маше: «…твои бритоголовые ровесники вылавливают одиноких брюнетов и избивают их. …я вчера сломал нос одному из этих ублюдков. Теперь меня совесть мучает. Он был совсем ребенок, лет шестнадцать, не больше, но в нем было столько ненависти, злобы. Это что-то напоминает – прыщавые, фашиствующие юнцы».

…Каждый убежден, что истиной является только его личный набор субъективных представлений и предрассудков. Когда с симпатией пишу о скинхедах, меня редактируют. Между тем, я считаю, что у каждого есть своя правда – и у гастарбайтера и у скинхеда, никто не имеет возможности жить иначе, одни должны любой ценой заработать на жизнь, другие из чувства долга защитить покой своих соотечественников от наркоторговцев и грабителей. А в бардаке межнациональных конфликтов виновата власть, не контролирующая миграцию и впускающая в Россию кого попало, тогда как любой стране нужны лишь образованные и порядочные люди, рабочие-профессионалы, заранее заключившие контракт, или студенты.

А теперь раскрученный «Гастарбайтер» моего ровесника Эдуарда Багирова. «В Туркменистан моя глубоко русская мать приехала по какой-то разнарядке в начале семидесятых, строить дома на окраине Советского Союза - за три месяца работы давали однокомнатную квартиру, так что мать, ради собственной жилплощади, охотно сменила поволжскую глухомань на глухомань среднеазиатскую… В Азии я - гонимый русский, в России же - не менее гонимый «черный», в просторечии «чурка». Неважно, что на азербайджанца, благодаря русской маме, я похож весьма условно, плевать, что говорю я по-русски без акцента - я же родился в «чуркистане», да еще и ношу такую неудобную фамилию!» Личная жизнь у персонажа Багирова без московской прописки складывается наперекосяк. «- Привет, Ир… - Женя, я же просила тебя не звонить сюда больше. Я всё решила, ты мне не нужен, оставь меня в покое. - Ир, я только… - Я же ясно сказала! - голос её сорвался на фальцет. - Не звони сюда вообще никогда! Ты никому здесь не нужен! - и раздраженно припечатала перед тем, как повесить трубку: - Лимита чёртова! Всё напряжение этого дня, вкупе с безрадостными перспективами дня завтрашнего, свалилось на меня в один миг. Ну да, конечно же, ты москвичка. А значит, королева, чуть ли не богиня. А кто я? Эмигрант без роду, без племени, а теперь ещё вдобавок нищий и бездомный». Герой Агаева удачливее – он живет с москвичкой, которую нанял в домработницы, та удачливым коммерсантом увлекается. В своём интервью Багиров говорит: «Можно сказать, что я критический реалист, потому что описал типичных людей в типичных обстоятельствах. То есть каждое событие в книге может случаться вокруг нас каждый день. Корр. Известный русский писатель Анатолий Гладилин, живущий во Франции, считает, что нельзя переполнять страну людьми другой культуры. У него на глазах пригороды Парижа превратились в пороховую бочку… Багиров. А вы знаете, кто в Париж приехал и откуда? Все же мы родом из одной страны - Советского Союза. У нас была общая культура, общее воспитание - идеологическое и прочее. Я - азиат до мозга костей, одновременно патриот России. Так что мне не очень понятно, когда начинают кричать о другой культуре». Один из критиков пишет: «…вот что не понравилось — у меня сложилось впечатление, что Багиров, говоря о кавказцах, «усредняет» их, т.е. приравнивает друг к другу тех, кто прожил 25 лет в Москве и с отличием закончил МГУ, (был там такой персонаж), к тем, которые торгуют на рынках и не факт, что вообще умеют читать». Этот подход, разумеется, неправилен. Но, говоря о националистах, их тоже усредняют – пресса формирует образ дебильного десятиклассника с Гитлером в башке и арматурой в руке. Хочу подчеркнуть, что у межнациональных конфликтов в столице причина конкретно социальная. Скинхед или просто националист отрицательно относится к кавказцу или азиату не потому что тот смуглый брюнет, а потому что русский парень видит, как приезжие сбывают возле школ наркотики, воруют, просто ведут себя по-хамски, каждый из скинов знает об этнической мафии, слышит сообщения о терактах. Русская молодёжь хочет как-то зачистить Москву, чтобы защитить своих близких.

О причинах выступлений националистов Багиров рассуждает: «Просто рогозины и поткины заносят бабло лидерам этих фанатов, а те, пользуясь своим авторитетом, организуют в городе мелкие заварушки под эгидой ДПНИ. - А деньги-то, деньги тогда откуда? Кто в здравом уме и твёрдой памяти способен в наше время финансировать фашистов? - Деньги-то? Отвечу, не вопрос. В общем, есть у меня еще один приятель, из конторы. Учились вместе. Так вот он рассказывал, что то ли во время визита в Москву какого-то президента, то ли какого-то саммита за Поткиным, как и за каждым из этих козлов, была установлена наружка. И выяснилось, что ездил он в синагогу. Контора копнула глубже, и выяснилось, что бабло листают ему сами еврейские организации, чтобы он иногда устраивал со своими фашистами публичные антисемитские акции. - А на хрена это евреям? - искренне удивился я. - А потому, что еврейским организациям под это дело гораздо проще выбивать деньги из своих западных спонсоров. Типа, вот нас опять фашисты за жопу взяли…». Без комментариев.

* * *
Империя в ответе за тех, кого приручила. Этот упрёк надоел русским националистам, и они сделали такой финт: в последние пару лет хором стали призывать к созданию Русской Республики – отсечь все автономии и, собравшись на клочке земли, отгородиться от остального человечества железным занавесом. Новые «республиканцы» отказываются от завоеваний своих предков и думают, что их оставят в покое в их патриархальном медвежьем углу. Но что это за самоуничижение? Нам нужна великая Россия, а не хутор на мировых выселках! А у великой страны и проблемы серьёзные. Мы должны дорожить имперским наследием Родины. Для амбициозной по-хорошему нации сепаратизм неприемлем. Взгляды большинства националистов становятся всё более косными, всё более ориентированными на отрицание мировой культуры и ненависть ко всем подряд. Следует стремиться к лидерству своей нации и возвышать её, уважая других. Националисты, медитирующие под берёзкой, огородившись частоколом своих обид на всех чужаков, проиграют. Мерзкой кажется мне вот эта заученная нашими германофильствующими лицемерная фраза: «Я люблю все нации, когда они у себя дома». Мы не в Третьем Рейхе. У нас многонациональное государство. Его создали таким наши предки, они знали, что делали, создавая культуру, где есть место всем. Национальная идея должна помочь вернуть русским уверенность в себе, консолидировать их для нового рывка в будущее, сделать лидерами на пути духовного и технического прогресса, стать примером для тех, кто будет идти вслед, а не разогнать всех соседей по выселкам, и, запершись в хате с гранатометом, дуть медовуху из резного ковша. Я не буду возвышенно рассуждать о том, что главным объединяющим фактором всех народов станет какая-либо религия или язык. Пусть каждый живет независимо в этом союзе равных. Он просто должен быть взаимовыгодным, обеспечивающим безопасность и экономическое развитие для нас и соседей по территории. «Империя - это комфортно» - вот главная ценность в наше сложное время. Это жесткое прагматичное требование к государственному образованию. Что мне не нравится и в нас и в наших оппонентах, каждый отказывает другому в праве на свою правду. Я думаю, что правы в данной ситуации все – и гастарбайтеры, и националисты, и простые москвичи, только претензии они должны предъявлять государственной власти, а не друг другу. И не довольно ли прессе носиться с темой межнациональных конфликтов как с писаной торбой, когда все эти конфликты – следствие социального неравенства и отсутствия адекватной миграционной политики.
Категория: Критика. | Добавил: admins (06.04.2011)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мои разделы

Песни на мои стихи.
RealMusic.ru - Музыкальный хостинг. Размещайте слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.
Форма входа
Статистика
Друзья

Copyright MyCorp © 2017